Философия 2 КУРС, 1 СЕМЕСТР Экзаменатор: Зубкевич Лада Альбертовна Контрольные вопросы: 1. Философия – самосознание культуры. Культурные суперсистемы и типы философствования. 2. Научный лик философии. Критерии научности и философичности. Философия как мировоззренческая наука: ее структура и функции. 3. Генезис европейской рациональности. Концепция происхождения философии. 4. Предмет философии: проблема единого и многого. 5. Рефлексия как способ философского осмысления действительности. Основные черты и структура философского знания. 6. Своеобразие философских традиций Востока. Восточный тип рациональности – учение о дао, нирване, карме, манвантаре. 7. Разум на службе у веры. Свобода воли как божественный дар. 8. Мистический рационализм философии Средних веков. 9. Философия человека Возрождения, дерзнувшего уподобить себя Богу. 10. Материальный мир и пути его познания. Человек как машина в механическом мире. 11. Французские просветители о природном равенстве умов и роли воспитания в формировании социального неравенства. 12. И. Кант о человеке как жителе двух миров. Теория познания Канта. 13. Диалектика как путь достижения тождества субъекта и объекта в немецкой классической философии. 14. Путь философской мысли от религии любви Л.Фейербаха к материалистическому пониманию истории у К.Маркса и Ф.Энгельса. 15. Позитивизм как философия науки. О.Конт о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества. 16. Философская палитра XX в.: основные направления. Модерн и постмодерн в философии и культуре. 17. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия. 18. Русская философия о русской душе, ее ценностях и призвании. 19. Соотношение материального и идеального как философская проблема. 20. Космическое призвание человека. Основные вехи на пути к Богочеловечеству и ноосфере. 21. Диалектический материализм о качественном многообразии материального мира. Человек – дитя природы и продукт общественного развития. 22. Практика, познание, творчество – атрибуты человеческого бытия. 23. Детерминизм и индетерминизм в философии и науке. Понятие закона, соотношение динамических и статистических закономерностей. 24. Универсальные и уникальные ценности культуры и их реализация в творческой деятельности общества и личности. 25. Рациональность и наука. Роль научной рациональности в развитии общества. 26. Научная революция как смена парадигм научного мышления. 27. Наука, как технология, формирование техносферы. Судьба техногенной цивилизации. 28. Модерн и постмодерн о ценностной нейтральности науки: сциентизм и антисциентизм. 29. Глобальные проблемы современности – результат развития техногенной цивилизации. Пути и способы их решения в переходе к цивилизации нового типа. 30. Экология человека: антропологический кризис на исходе XX столетия. Проблема сохранения автономности личности и естества человеческой телесности. 31. Социо-культурные механизмы регуляции научной и технической деятельности. Синергетическая парадигма и постмодерн в культуре. 32. Личностное измерение человека: Экзистенциализм, марксизм, фрейдизм, религиозная философия. 33. Личность против общества. Ж.П. Сартр о человеке как «проекте бытия». А.Камю: «абсурдный человек» в «абсурдном мире» 34. Общество против личности. Тоталитаризм, бюрократизм как средства нивелировки личности. 35. Тяжкое бремя свободы. Личность «простив» себя. Механизм бегства от свободы. 36. Диалектика свободы и несвободы. Права и моральная ответственность человека на пороге XXI в. 37. Смысл человеческого бытия. Культурная обусловленность терминальных ценностей. 38. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Понимание и объяснение. 39. Структура научного познания, его методы и формы. 40. Человек в истории. Основные концептуальные модели осмысления исторического процесса. 41. Особенности современного цивилизационного подхода и сценария будущего. 42. Духовные ценности и их роль в жизни общества.
|