ВСЕ ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ УЖЕ НАБРАНЫ!!! ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ НАШЕЙ ДОРОГОЙ <CALISTA> *НЕ ХВАТАЕТ ОДНОЙ ЛЕКЦИИ - ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА. В ЭТИ МИНУТЫ ИДЕТ РАЗРАБОТКА ЭТОЙ ТЕМЫ. МАТЕРИАЛ ПОЯВИТСЯ ПОСЛЕ ПОЛУНОЧИ...
Психология пережила три этапа:
1-донаучная психология – корнями уходит в древность. Древние мудрецы интересовались всем на свете. Оттуда идет классификация на холериков, сангвиников, и т.д. Это самый длинный этап (вышла из философии).
2-Середина-конец 19 века. Идет рост науки, возникают первые психологические лаборатории, институты, психология начинает оперировать фактами и т.п. Она приобретает подтверждаемость законов. В этот период психология становится научной.
Психология вышла из двух наук: философии и биологии.
3-Середина 20 века. Возникновение современной психологии.
Psyhe – душа, logos – закон, таким образом, психология означает «законы о душе».
Термин «психология» был введен в 18 веке в 1752 году Вольфом (он был учителем Михаила Ломоносова).
Психология – это наука, изучающая человеческую личность и психические процессы, протекающие в ней.
Что такое личность не знает никто. Все великие ученые однажды упираются в вопрос «что такое человеческое я, отличающее нас от животных?». Все их открытия – это скорее побочные явления.
Современная психология изучает две основные плоскости:
1 – психология личности
2 – психология психических процессов человеческой личности (память, мышление, эмоции, внимание, речь, ощущения, воображение).
Психология личности включает в себя разделы:
1.возрастная психология - изучает поведение людей различных возрастов (детского, зрелого, старческого).
· Детская психология делится на:
- младенчество (до 1 года)
- раннего возраста (1-3 года)
- дошкольного возраста (3-6,7 лет)
-начальной школы (7-10 лет)
-середина детства (11-12 лет)
- подростковый возраст (12-14 лет)
- юношество (до 25 лет).
· Зрелый период:
- начало взросления
- переходный период
- зрелый возраст.
· Пожилой возраст
- пожилой возраст
- старческий возраст
- долгожители
- дряхлый возраст.
Педагогическая психология занимается изучением воспитания и социализации детей.
2.социальная психология – изучает поведение людей в обществе. Всю жизнь человека окружают люди, с которыми он вступает в различные социальные отношения.
· Психология малых групп (семьи, компании друзей, попутчики в поезде). Всегда в группе начинаются те или иные отношения (симпатия, антипатия, уважение, и т.д.) Этот раздел психологии изучает законы формирования, развития и распада таких социальных групп.
· Психология больших групп. То же самое, но только в больших группах можно наблюдать такое явление, как например паника.
· Конфликтология (психология конфликта). Конфликты возникают в глубинах детства, ими пронизана вся жизнь. Но это не есть абсолютное зло, у него может быть не только негативный деструктивный исход, но и положительный (например, долгая ссора в итоге лишь укрепила отношения).
Начальник-подчиненный – вертикальный конфликт, два коллеги – горизонтальный.
Для избежания конфликта существуют специальные техники, которые изучает конфликтология.
· Практическая психология – дисциплина, позволяющая лучше понять поведение других людей, а в некоторых случаях манипулировать их поведением, уметь понять мотивы и причины поведения.
· Политическая психология. Политика – важная часть жизни социума, т.к. есть партии, есть власть, есть избираемые и избиратели. Сформировать мнение, взгляды, позицию общества – вот задача политической психологии.
3.юридическая психология. Охватывает поведение людей, оказавшихся в ситуациях, связанных с юридическими отношениями, ситуациями и казусами (людей, втянутых в отношения с законом)
· Психология следственной работы. Следственная работа – это еще и работа с людьми. Многие свидетели боятся давать показания. Это также психология работы с задержанными (преступник, которого нужно расколоть, или случайно задержанный человек),
· Судейской работы. В каждом деле бывают недосказанности и противоречия. Нельзя наказать невиновного и отпустить виноватого.
· Психология адвокатской работы. Нужно защищать убийц и маньяков, искать факты, которые могут смягчить их вину, уменьшить наказание.
4.психология экстремальных состояний. Большая часть людей живет в нормальных условиях, но многие по долгу службы попадают в экстремальные ситуации (например, экипаж подводной лодки – угроза жизни, замкнутое пространство, замкнутый коллектив, и.т.д.)
· Психология спорта. Современные виды спорта очень экстремальны. Постоянный тренировочный режим, отрыв от своей семьи и друзей. У спортсменов весьма специфическая психология, т.к. у них постоянная угроза жизни, конкуренция, ит.д.
· Космическая психология. Жизнь космонавтов очень нетипична. Они постоянно испытывают невесомость, различные физические нагрузки, постоянный дискомфорт, постоянный риск (любой сбой, авария – и, как следствие, дефицит кислорода). Значительная часть времени проводится вне общества. Длительное пребывание в группе из 4-5 человек приводит к психическому срыву.
Психические процессы
Движение, ощущение – доступны новорожденному.
Ощущение – это отображение отдельных свойств предметов при их воздействии на органы чувств.
Несмотря на то, что ощущения являются простейшим психическим процессом, без них не могут работать высшие психические процессы.
Ощущения.
Ощущения бывают:
1. зрительные
2. слуховые
3. вкусовые
4. кожные
5. обонятельные
Внешние психические процессы:
1. внимание
2. память
3. мышление
4. речь
Ощущения являются фундаментом, на котором строится психика. Если мозг не получает ощущений, он их придумывает, и появляются галлюцинации.
3 класса ощущений:
1.экстероцептивные. это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела.
1. дистантные – ощущения, для возникновения которых между стимулом и органом чувств необходима дистанция.
· Зрительные
· Слуховые
2. контактные – ощущения, для возникновения которых между стимулом и органом чувств необходим контакт.
· Кожные
· Вкусовые
3. промежуточные - обонятельные и вибрационные ощущения.
Дистантные ощущения.
1.Зрительные ощущения:
· хроматические (цветные). Позволяют различать 7 качеств раздражителей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый, а также сложные, типа желто- зеленый, бирюзовый, золотой…
· ахроматические (черно-белые). Дают 2 качества раздражителя – черное и белое и все оттенки серого между ними. Черно-белое зрение обогащает цветное. Оттенки различаются за счет черного и белого.
Значение зрительных ощущений:
1. они являются доминирующим ощущением, т.е. большую часть информации о мире люди получают с помощью зрительных ощущений. (примерно 4/5).
2. цвета влияют на эмоции. Один психический процесс влияет на другой (простое на более сложное)
· черный цвет – цвет опасности и тревоги
· зеленый – цвет покоя
· красный – цвет возбуждения и агрессии
· синий – цвет покоя (светлые оттенки) и тревоги (темные оттенки).
Цвет влияет на эмоции неосознанно.
· Выбор одежды – частично осознанно
· Помещение (дом и работа)
2. Слуховые ощущения:
· Речевые – это понимание звуков речи, т.е. фонем. Основой речевых ощущений является фонематической слух, который, как считается, доступен только человеку.
· Музыкальные – восприятие и понимание музыки, ее темпа, ритма, мелодии.
· Шумы и шорохи – самая многочисленная группа ,т.к. к ним относится все то, что не относится к речи и музыке (скрип двери, карканье вороны, и т.д.)
Значение слуховых ощущений:
1. основа общения – коммуникативная функция.
2. влияют на эмоции (связаны с музыкальными ощущениями – нравится звучащая музыка или нет).
Своими корнями музыкальные ощущения уходят в глубь веков. Возможно, музыкальные ощущения возникли еще до речевых.
Также эмоциональное восприятие связано с шумами и шорохами (скрежет пенопласта).
Звуки природы идут отдельно: шум моря, пение птиц, шум ветра, дождь…
3.сигнальное (защитное). Какие-то звуки способны выступать как сигналы, они регулируют наше поведение (сигнал машины, визг сирены, будильник).
Контактные ощущения.
1.Кожные ощущения. Их особенность в том, что они обеспечиваются самым большим анализатором.
· Тактильные – прикосновение, давление (одежда на теле, предметы в руке, чувствительность различных участков кожи). Максимально чувствительные участки – подушечки пальцев, губы. Минимально – подошвы ног.
· Температурные – холодное, оттенки теплого, горячее. К ощущениям теплого и горячего максимально чувствительны кисть руки и губы. К ощущениям холодного – спина между лопаток.
· Болевые – не являются самостоятельными. Это переход количества в качество. Появляющиеся ощущения – это следствие превышения тактильных и температурных ощущений (прикосновение – давление – боль). Есть разные виды болевых ощущений: колющая, режущая, ноющая, жгучая (ожог химического агента). Ребенок чувствует боль сильнее, чем взрослый. Чем меньше болевых ощущений было в детстве, тем выше будет болевой порог у взрослого, и наоборот.
Значение кожных ощущений:
1. прикладное (бытовое) – действует в течение дня.
2. влияние на эмоции (рукопожатие, объятия, поцелуи, половая жизнь, горячая/холодная вода – все это влияет на эмоции).
3. защитная – наибольший вклад сюда вносят болевые ощущения.
2.Вкусовые ощущения.
Они дают нам 4 свойства, качества стимула:
1. кислое
2. сладкое
3. горькое
4. соленое
Это основные, но есть промежуточная, смешанная градация (кисло-сладкий).
На языке 5 рецепторов. 5-й вкуса не дает, но его раздражение приводит к усилению остальных. Чувствительность языка максимальна у голодного человека, а по мере насыщения чувствительность снижается.
Значение вкусовых ощущений:
1. защитное – если еда или питье имеют нестандартный вкус, мы прекращаем есть.
2. гастрономическое (эстетическое) – влияние на эмоции.
Промежуточные ощущения:
· обонятельные – их нельзя проклассифицировать.
Значение:
1.защитное – запах газа, опасного вещества.
2.эмоциональное, эстетическое – связано с индустрией парфюмерии.
· Вибрационные – до сих пор окончательно неизвестно какие рецепторы отвечают за получение этих ощущений.
1.сильные вибрационные ощущения – негативно действуют на организм: ухудшается внимание, память, сон. Профессий, связанных с постоянной вибрационной нагрузкой следует избегать (водитель).
2.слабые вибрационные нагрузки – мобилизуют организм, бодрят его, повышают тонус.
2.интероцептивные – ощущения, возникающие при воздействии внутренних раздражителей на рецепторы, располагающиеся внутри тела.
· Болевые
· Ощущения голода/сытости
· Жажда
· Ощущение усталости
· Болезненность, разбитость
· Повышенная температура
· Головокружение
· Тошнота
· Невысыпаемость
· Озноб
Все вместе они образуют особое комплексное ощущение – самочувствие.
Значение:
1.сигнальное (защитное) – каждое ощущение сигнал того, что процесс выходит из-под контроля. С помощью этого мы можем регулировать свое поведение.
2.влияние на эмоции – если что-то болит, или мучает голод, или жажда – настроение плохое, если выспался, поел – хорошее.
3 проприоцептивные – это ощущения силы, скорости и траектории движений всего тела и отдельных его частей. Рецепторы этих ощущений находятся в мышцах, суставах и сухожилиях.
Значение:
1.это основа устной речи. Речь – это движение , нельзя что-то сказать, не двинув ни одной мышцей.
2.основа письменной речи. Письменная речь – это движения рук, сюда также входит рисование.
3.это основа любого движения вообще. Движения помогают нам перемещаться в пространстве (ходьба, прыгание), пользоваться бытовыми предметами (ложкой, щеткой) .
Проприоцептивные ощущения кисти, складываясь с тактильными ощущениями ладони и пальцев, образуют особый вид ощущений – осязание. К осязанию в полной мере способна только кисть. С помощью осязания мы способны оценивать качества: гладкое/шероховатое, скользкое, липкое. Задатками осязания также обладают нижние конечности.
Пороги чувствительности.
Они отражают зависимость между силой раздражителя и силой и качеством получаемых ощущений. Существуют:
1.абсолютные пороги чувствительности.
· Нижнеабсолютный порог, определяемый минимальной силой раздражителя при котором впервые появилось данное ощущение.
· Верхнеабсолютный порог – определяется максимальной силой раздражителя. При повышении этого порога ощущение либо меняется на болевое, либо исчезает совсем.
2.порог чувствительности к различению, который определяется минимальной прибавкой к силе действующего раздражителя, позволяющей различать ощущения.
· Для зрительных ощущений – 1/100
· Слуховые – 1/10
· Тактильные – 1/30 (1/27).
Внимание
Внимание – это сосредоточение сознания на каком-либо объекте, обеспечивающее его особенно яркое и точное отображение.
Классификация видов внимания:
1по степени произвольности:
· Непроизвольное (пассивное) – это внимание, вызываемое некими особенностями объекта (новизна и сила раздражителя – если он достаточно сильный, внимание обращается непроизвольно). Проявлением непроизвольного внимания является ориентировочная реакция. Зачатки непроизвольного внимания есть уже у новорожденного – он не умеет поворачивать голову, но реакция на звук или свет будет.
· Произвольное (активное) – это целенаправленное сосредоточение сознания, необходимое для контроля над текущей деятельностью и требующее работы воли. Это внимание, регулируемое человеком. Этот вид внимания более сложный, проявляется позднее, чем непроизвольное. Эффективность зависит от:
а ) развитость волевой сферы – чем больше развита воля, тем больше способность к удержанию произвольного внимания.
б ) самочувствие – чем оно хуже, тем хуже способность к удержанию произвольного внимания.
в )состояние эмоциональной сферы – если плохое настроение, то внимание удерживать тяжело.
г )время деятельности – чтобы выполнять деятельность на том же уровне, надо прикладывать все больше воли. Усталость вызывает истощение волевых ресурсов.
д )обстановка – деятельность максимально эффективно будет протекать в обстановке, в которой отсутствуют внешние раздражители.
е )сложность выполняемой деятельности – чем сложнее деятельность, тем больше воли нужно на то, чтобы удержать на ней внимание.
· Послепроизвольное – характеризуется тем, что деятельность продолжает выполняться согласно постановленным целям, но волевых усилий для ее поддержания больше не требуется. Это самый выгодный вид внимания – деятельность продолжается, а воли тратить не нужно.
Есть две причины перехода внимания :
1.интерес к деятельности. Человек не устает от любимого хобби, смотреть любимый фильм, и т.д. Факт возникновения интереса к деятельности позволяет использовать эту причину как педагогический и профессиональный интерес.
2.азарт, соревновательный мотив. Это встречается у спортсменов, у детей, как только они начинают подрастать.
2.По местонахождению объекта внимания.
· Внешне-направленное, объектом которого являются события, явления и предметы окружающего мира. Внешнее внимание является основой познания мира.
· Внутрь-направленное. Нацелено на объекты, которые находятся внутри человека – чувства, эмоции, мысли, фантазии, воспоминания, воображение, речь, ощущения, ит.д. Внутреннее внимание является основой самопознания. Мнение о себе, оценка своих поступков возникает за счет внутреннего внимания.
3.по взаимодействию с другими людьми
· Коллективное – сосредоточение всех членов коллектива на одном и том же объекте (например, на совещании)
· Групповое – сосредоточение внимания группами в условиях работы в коллективе
· Индивидуальное – сосредоточение внимания на своем собственном объекте в условиях работы в коллективе.
Одна классификация не исключает другую, любую деятельность можно проклассифицировать по всем трем видам классификации. Третий вид подразумевает наличие коллектива (группа студентов, сотрудники офиса).
Свойства внимания:
1. объем внимания – измеряется количеством объектов, которые одновременно могут быть охвачены вниманием за очень короткий промежуток времени
2. концентрация – это силовая характеристика внимания, его интенсивность, мощность.
3. устойчивость – это временная характеристика, измеряется временем, в течение которого человек способен осуществлять деятельность, не отвлекаясь.
4. отвлечение – это ненамеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Проявляется в скачках внимания (мозг устроен так, что каждые 15 минут внимание уменьшается).
5. переключение – сознательный перенос внимания с одного объекта на другой (смена вида деятельности).
6. распределение – человек может сосредотачивать внимание на разных объектах. (вождение машины).
Развитость того или иного свойства будет определять внимание человека в целом. Внимание не может быть плохим – плохим может быть одно из его свойств. Не всегда хорошо работающее свойство идет на пользу – например, человек идет, не обращая внимания ни на что – он может упасть или попасть под машину (не сработало переключение и распределение). Любого человека можно проверить, оценив его внимание через свойства.
Память
Относится к познавательным процессам (также как внимание и мышление)
Память – это способность приобретать, сохранять и при необходимости воспроизводить информацию.
Классификация видов памяти:
1.по существу хранимой информации:
· Словесно-логическая – это память на знания в речевой форме и на некие логические схемы построения речи. Каждый символ имеет какое-то значение, а значит заключает в себе логику. Там же хранятся числа и цифры.
· Образная – информация хранится в виде образов. Поскольку образы возникают из-за ощущений, она делится на :
А )зрительную (образы) – лица, дорога, все что имеет отражение в образной форме
Б) слуховая:
- речевая интонации людей, которых мы часто слышим (родственники, певцы, и т.тд.)
- музыкальная – в сознании можно восстановить звучание любимой музыки
- шумы – это звуки, не относящиеся к речи и к музыке.
В) кожная – хранит болевые и тактильные ощущения. Их тяжелее вызвать, т.к. самоанализаторы менее чувствительны.
Г) вкусовая – это количество вкусов, которые мы можем назвать
Д) обонятельная – это то количество запахов, которые мы помним. Вызвать эту память сложнее, чем восстановить зрительный или слуховой образ, т.к. анализатор слабее.
· Эмоциональная – память на пережитые, испытанные чувства и эмоции. Если предмет или явление вызывает эмоции, он обязательно отложится в памяти. Эмоциональная память важна по двум причинам – она является основой сочувствия, сопереживания, а также она способна выступать регулятором поведения человека (поведение меняется под влиянием эмоций и чувств).
· Двигательная – информация о движениях, о навыках. если мы часто повторяем движения, оно становится машинальным, рефлекторным.
2.по длительности хранения информации.
· Кратковременная – номера телефонов, только что записанные.
· Долговременная – то что запоминается на месяцы, годы. Возможно, мы вообще ничего не забываем, но в нормальном состоянии сознания не всю информацию можем извлечь сразу.
Сохранение информации измеряется временем, прошедшим от запоминания информации до полного ее забывания.
Варианты соотношения запоминания и хранения:
1 – быстрое запоминание и долгое хранение информации
2 – быстрое запоминание и короткая сохраняемость
3 – медленное запоминание и долгое хранение
4 – медленное запоминание и короткая сохраняемость
Факторы, влияющие на память:
1.профессиональная деятельность
2.целенаправленная установка на длительное запоминание
3.эмоции
· Слабые и средние эмоции влияют на память положительно
· Сильные эмоции в каких-то случаях действуют негативно
Мышление
Мышление – это обобщенное отражение деятельности в ее существенных связях и отношениях.
Виды мышления:
1.практически-действенное.
2.наглядно-образное. Задача решается в образной форме, т.е. манипуляции с реальными предметами заменяются манипуляциями с образами этих предметов.
3.словесно –логическая – характеризуется тем, что задача решается в словесной форме.
7 стадий системы мыслительных операций:
1.операция анализа. Целое разбивается на признаки стороны целого.
2.операция синтеза. Признаки выделяются в процессе анализа.
3.операция сравнения - объекты сравниваются по признакам, выявленным в процессе анализа и синтеза.
4.операция абстрагирования – удаляются незначительные, неважные признаки
5.операция обобщения – объекты объединяются по важным признакам.
6.операция классификации
7.операция систематизации.
Процесс решения мыслительной задачи
1стадия формирования вопроса, который возникает в проблемной ситуации. Как правило, это несколько перекрестных вопросов. Чем больше противоречий будет выявлено, тем больше тем верней будет решаться поставленная задача.
2.стадия выдвижения и первичного анализа гипотез (вопрос о том, как решать поставленные вопросы)
3.стадия решения задачи. Протекает тремя основными методами:
-метод проб и ошибок
-метод пассивного использования алгоритма – если задача похожа на ту, которую уже решали, можно действовать по шаблону.
-активное использование алгоритма. Или используют новый алгоритм, или изменяют старый.
4.стадия проверки решения мыслительной задачи.
А)нужно соотнести задававшийся вопрос с полученным ответом.
Б)каждый ответ порождает новые вопросы и важно их увидеть, т.е. важно увидеть новые горизонты.
Интеллектуальные особенности личности
1.индивидуальные особенности решения мыслительной задачи.
А)стадия формулирования вопроса. Вопрос возникает в проблемной ситуации, где есть противоречия. Один человек их видит, и будет решать – это человек с высоким интеллектом. Другой не увидит., это человек с низким интеллектом.
Б)выдвижение и первичный анализ гипотез.
Люди делятся на 4 типа:
1 – аккуратные – сначала формулируют максимально возможное число гипотез, а потом проверяют их все.
2 – последовательные – много гипотез не формулирует. Он берет одну гипотезу и начинает претворять ее в жизнь.
3 – азартные – бросают гипотезу на полдороги и проверяют следующую.
4 – случайные – гипотеза не формулируется в силу объективной нехватки данных, человек не понимает что делать и «тыкается» во все стороны.
В)решение, его принятие.
Есть три пути принятия решения:
1-импульсивный – решение принимается под влиянием импульса.
2-осторожный – человек пытается максимально учесть все нюансы, детали и стороны, оттягивает решение.
3-уравновешенный – обдуманное, но не затянутое решение.
Г)проверка решения задачи. Кто-то за полученным ответом увидит новые противоречия, кто-то нет.
2.влияние эмоций на мышление.
· Положительные эмоции позитивно влияют на мышление
· Отрицательные – действуют пагубно (неуверенность в собственных силах)
· Любое эмоциональное отношение к предмету лишает его объективной оценки.
3.качества ума.
· Развитость и соотношение различных видов мышления по отношению к остальным
· Критичность ума – умение объективно оценить себя и других людей, умение понимать свои достоинства и недостатки
· Глубина – насколько глубоко человек погружен в проблему.
· Широта ума – это способность привлекать знания из других областей при решении задач.
· Гибкость – нестандартность мышления
· Самостоятельность – способность весь процесс мышления провести самостоятельно